Фрагмент для ознакомления
2
Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации являются элементом конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Они охватывают различные направления сотрудничества, включая торгово-экономическое, научно-техническое, экологическое, гуманитарное и культурное.
Некоторые особенности международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации:
Ограничения: Деятельность субъектов Российской Федерации в данной сфере ограничена Конституцией и федеральными законами. Например, внешнеэкономическая деятельность может осуществляться только в пределах, определяемых федеральными законами.
Права субъектов: заключение соглашений, не имеющих статуса международных договоров, участие в государственной политике в отношении соотечественников за рубежом, принятие нормативных правовых актов и т. д.
Координация: Федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. [1]
Соглашения: Внешнеэкономические связи организуются на основе соглашений, договоров, меморандумов, протоколов и контрактов.
Некоторые основные понятия и термины:
Внешнеэкономические связи: взаимодействие стран в экономической сфере, включающее торговлю, продовольственный обмен и интеллектуальную собственность.
Экспорт и импорт: потоки товаров и денег могут покидать страну (экспорт) или входить в нее (импорт).
Федеральные органы государственной власти: в соответствии с Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» координируют деятельность субъектов в данной сфере.
Представительства: Субъекты Российской Федерации могут открывать представительства на территориях иностранных государств и представительства иностранных государств на своей территории, но без дипломатического статуса.
1.2 Понятие и признаки международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
В современных условиях интернационализации экономических процессов, развития мирохозяйственных связей и усиления взаимозависимости национальных экономик внешнеэкономическая функция государства приобретает особое значение для роста общего благосостояния. В рыночно-экономической парадигме хозяйствования эта функция осуществляется через механизм государственного регулирования, который предполагает вмешательство государственных органов в предпринимательскую деятельность посредством использования различных форм, методов и средств, в основном косвенного экономического характера.
Системное обобщение требований к регулированию внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предполагает наличие концепции правовой политики в этой сфере, соответствующей целям, условиям и возможностям конкретного государства. Современная мировая экономика, включающая более 100 экономически значимых государственных образований, представляет собой динамичный вероятностный мир, в котором отношения асимметричны, а различные группы стран вовлечены в процесс сотрудничества не на равных началах и не в одинаковой степени.
В условиях глобализации внешнеэкономические связи, представляющие собой совокупность различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов через национальные границы, представляют собой одну из наиболее сложных сфер экономики любой страны, что предполагает высокую степень государственного вмешательства в ее регулирование, осуществляемого посредством реализации внешнеэкономической политики государства.
Внешнеэкономическая политика — деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Его главная задача — создание благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, выгодного участия страны в международном разделении и кооперации труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов.
Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с различными государствами и регионами, оптимизации экономического взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, обеспечения экономической безопасности страны.
Концепция международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» под такими отношениями понимаются отношения с зарубежными партнерами в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных сферах.
Признаки международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации:
Право устанавливать отношения. Субъекты Российской Федерации могут взаимодействовать с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвовать в деятельности международных организаций. [2]
Согласование с федеральным центром. Субъекты Российской Федерации имеют право развивать международные и внешнеэкономические связи, но при условии их обязательного согласования с федеральным центром.
Возможность заключения договоров. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право вести переговоры и заключать соглашения по вопросам осуществления международных и внешнеэкономических связей.
Право открывать представительства за пределами Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут иметь свои представительства на территориях иностранных государств.
В работе может быть рассмотрена законодательная база, регулирующая международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, например, Федеральный закон № 4-ФЗ. Также можно изучить влияние развития таких связей на решение региональных проблем.
1.3 Участники международных и внешнеэкономических связей
Субъектами внешнеторговой деятельности могут быть российские и иностранные лица. Российским лицом является «юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или основное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право на постоянное проживание в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации».[3]
Иностранное лицо определяется как «физическое лицо, юридическое лицо или организация, не являющиеся юридическим лицом по законодательству иностранного государства, не являющиеся российскими лицами».
Система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, применяемая сегодня в России, введенная Гражданским кодексом Российской Федерации [5] в 1995-1996 годах, включает две формы предпринимательства без образования юридического лица, семь видов коммерческих организаций и семь видов коммерческих организаций.
Термины, используемые в нашей стране относительно организационно-правовых форм, как правило, имеют аналоги в других странах, поскольку современное российское законодательство строится с учетом современной зарубежной практики. Однако следует отметить, что сходство терминологии не означает тождественности понятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн.1 / Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров. М.: Республика, 1992.
2. Абдулатипов Р.Г. Опыты федерализма / Р.Г.Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова. М.: Республика, 1994.
3. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000.
4. Абрамова О.Д. Интеграция России в мировое сообщество: пути, проблемы, перспективы: (Полит.-экон. аспект). М.: Изд-во РАГС, 2003.
5. Абрамова О. Д. Смоленцев К.Ю. Терновая Л.О. Новые геоэкономические горизонты: за и против .-М.: Интердиалект^-, 2001.
6. Актуальные проблемы российской геополитики: Сб. науч. ст./ Под общ. ред. В.А. Михайлова. -М.: Изд-во РАГС, 2004.
7. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.
8. Алексеева Т.А. Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития/ Т.А. Алексеева, О.Н. Барабанов, А.Д. Богатуров.- М.: РОССПЭН, 2006.
9. Арешидзе Л.Г. Международные отношения в Восточной Азии. Угрозы и надежды.-М.: Международные отношения, 2007.
10. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие,- М.: Знание, 1979.
11. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
12. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения, 2006.
13. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
14. Билимович А.Д. Кооперация России до, во время и после болыиевиков.-М.: Наука, 2005
15. Бильчак B.C. Приграничная экономика.- Калининград.: Изд-во КГУ, 2001.
16. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. -М.: ИСПИ РАН, 2001.